Средневековые баталии в современном мире на фестивале «Мавры и Христиане»

В истории Испании были времена, когда ее земли были практически полностью захвачены оккупантами из Африки и Ближнего Востока – это период с 8 до 15 века. В то же время, постепенно, с переменным успехом сохранившие свою власть на севере Пиренейского полуострова христианские короли вели процесс отвоёвывания своих территорий. Этот процесс историки назвали «реконкиста». Так вот битвы реконкисты и воспроизводят теперь каждый год жители юго-восточной части Испании на фестивале «Мавры и Христиане» («Fiesta de Moros y Cristianos»). Это историческое действо можно застать во многих городах регионов Валенсия (Алькой, Аликанте, Вильяхойоса, Эльда, Вильена) и Мурсия (Каравака-де-ла-Крус, Мурсия). Даты проведения везде различны, поэтому необходимо специально узнавать информацию касательно каждого конкретного города.

Традиция устраивать какие-то праздничные мероприятия по поводу изгнания мавров из Испании появилась еще в позднем Средневековье. Первые официальные записи об этом датируются 16 веком и относятся к региону Валенсия. Но современный вид праздник принял всего пару столетий назад.

К подготовке к фестивалю подходят очень серьезно. В каждом городе-участнике работает свой организационный комитет, который заранее продумывает сценарий торжеств и план реконструкции сражений. Также в помощь ему многочисленные клубы любителей истории – называются компарса или же филада – каждый из них на фестивале изображает отдельное войско мавров или христиан. Их облачение всегда красочное и дорогостоящее, из самых ценных тканей, а оружие смотрится очень натурально – это всё при том, что весь реквизит и костюмы актёры-любители изготавливают за свой счет. В общей сложности в постановке участвуют несколько тысяч человек, в том числе и детей.

Самая масштабная постановка устраивается в городе Алькой (провинция Аликанте), где, собственно говоря, и зародилась идея праздника. Согласно любимой местными жителями легенде, в 1276 году произошло кровавое сражение между алькойцами и арабскими интервентами. Дело шло не очень хорошо, христиане сильно проигрывали, однако в самый решающий момент, когда войска алькойцев уже были близки к отчаянию, на осажденной крепости на белом скакуне появился силуэт Святого Георгия, который провозгласил: «С нами Бог и мы победим!». Это чудесное явление подняло дух защитников Алькоя, они ринулись с новыми силами в бой и одержали победу. Это событие теперь и является ключевым фестиваля «Мавры и Христиане» в Алькое.

Празднование длится 3-4 дня.

Открывает фестиваль День музыкантов — это, своего рода, парад духовых оркестров, их сопровождает под веселую музыку вереница артистов цирка и танцоров. Все разодеты в эффектные карнавальные костюмы. Музыканты заводят толпу, настраивают на нужный лад.

Во второй день — День вступлений — в город поочередно вступают войска христиан и мавров. Здесь как раз и участвуют члены исторических сообществ-филад. Отряды христиан представляют уроженцы северных и северо-западных областей Пиренейского полуострова: жители Астурии, Арагона, баски и рыцари-крестоносцы. Вверх взмывают разноцветные знамёна, а каждое движение всадников приветствуется звуками труб.

Арабских воинов представляют марокканцы, берберы и бенимеринцы. В их шествии порой участвуют даже слоны и верблюды. Одежды мавров поражают своей шикарностью. Среди шествующих нередко можно заметить и детей, также в соответствующих своей роли нарядах. Ведут свои отряды капитаны, их выбирают заблаговременно из числа известных горожан.

Третий день фестиваля Мавры и Христиане посвящен Святому Георгию. В этот день улицы наводняют всевозможные религиозные процессии, в церквях проходят службы, а  жители Алькоя по традиции выбирают из числа детей маленького спасителя — Святого Георгия.

На четвертый день — День Грома — назначено финальное сражение, в котором мусульманским завоевателям суждено потерпеть поражение. На главной площади города строят деревянную крепость, символизирующую средневековый Алькой: мавры пытаются ее захватить, а христиане защищают. Понятное дело, шум в городе, как на реальной войне — только и слышны выстрелы! Повсюду столбом стоит пороховой дым от оружия. Зрелищность и натуральность действа захватывает! Как только случится предопределенное историей событие,  и крепость будет отбита христианами, все участники сражения дружно отправляются праздновать окончание фестиваля в бары, ведь времена распрей и нападений давно закончились. И теперь уже все вместе поднимают бокалы за вновь освобожденный Алькой, веселятся и фотографируются с туристами.

Так проходит фестиваль «Мавры и Христиане» из года в год. Жители испанских городов вспоминают свою историю, объединяются общим празднованием и заодно просвещают иностранцев в своих традициях. Дух праздника никого не оставляет равнодушным — на этом сходятся все, кто здесь когда-либо бывал.