Кто не видал Севилью, тот чуда не видал!
Севилья – это невероятный редкий бриллиант в испанской короне. Этот город по своей красоте может встать в одном ряду и с Мадридом, и с Барселоной, а возможно, и выше их.
История Севильи берет начало в 3 тысячелетии до нашей эры, когда на территории нынешнего города появилось поселение финикийцев Сефеле. Значительно позже разрушения Сефеле римляне построили на его месте город Испалис. Он успел пережить завоевание арабами в 8 веке, но был сильно разрушен норманнами в 844 году. Тем не менее, город не был заброшен, заново отстроился и начал свой путь к рассвету. В 1248 году после тяжелой осады Севилья была навсегда освобождена от арабского владычества войсками короля Фердинанда III Кастильского.
На 16-17 века пришлись самые лучшие времена Севильи. Торговля с Америкой процветала как никогда, у Севильи, можно сказать, была на нее монополия. Огромный поток денег сказывался и на внешнем облике города. В тот период поговаривали даже: «Кто не видал Севилью, тот чуда не видал!», настолько она уже тогда была прекрасна.
Начиная со второй половины 17 века, на долю города одна за другой начали выпадать невзгоды: то чума обрушилась, то главная торговая артерия – река Гвадалквивир – обмелела. И, в конце концов, ведущая роль Севильи в отношениях с Америкой перешла к городу Кадис. Не смотря на это, Севилья сберегла основные свои красоты и, конечно же, со временем приобрела новые достопримечательности.
ПЛОЩАДЬ ИСПАНИИ (Plaza de España). Оказавшись среди всего этого великолепия, кажется, что это – наследство былых времен, когда только налаживали торговлю с новым континентом, а амбициозные короли вечно воевали с соседними королевствами, но нет! Этот величественный проект в стиле неомудехар и арт-деко был притворен в жизнь, как часть парка Марии-Луизы в 20-х годах прошлого века к Всемирной выставке 1929 года в Севилье. Эффектное здание построено полукругом диаметром 200 метров, завершающимся двумя высокими башнями с элегантными верхушками. Такая форма символизирует объятья, обращенные ко всем бывшим испанским колониям. А занимают его парламент Севильи, Национальный географический институт и Военно-исторический музей.
Прямо перед зданием – искусственный канал с венецианскими мостиками, украшенными глазурной плиткой. Вдоль полукруга расположены скамейки, на которых в алфавитном порядке указаны испанские провинции. Над каждой из них герб региона и панно со знаменательными событиями и личностями, оставившими след в истории данной провинции. Таким образом, у жителей Севильи прививается интерес к изучению своей страны. Да и гости города с удовольствием рассматривают их.
АЛЬКАСАР (Real Alcazar de Sevilla). Его строительство началось в 10 веке при арабах, а закончилось только в 14-ом. На данный момент севильский Алькасар – один из лучших примеров направления мудехар, соединивший в себя традиции ислама, ренессанса и готики. Здесь кажется, будто попал в волшебную шкатулку. Крепость заключает в себе множество комнат, богатых залов и укромных внутренних двориков. Ее просторные сады с восточными и ренессансными элементами завершают комплекс. В них можно встретить не только туристов, но и местных художников, вдохновленных колоритностью места.
Алькасар некогда мыслился, как резиденция мавританских правителей, и, не смотря на прошедшие века, сумел сохранить свое основное назначение, хоть и не в полной мере. Каждая из правящих монархий оставила свой след в его архитектуре.
Крепость разделена на несколько частей. Самая выдающаяся – Девичье патио. Плиточный орнамент прекрасно дополняют сады с террасами, фонтанами и павильонами. Облицовка стен во многом напоминает дворец Альгамбра в Гранаде.
СЕВИЛЬСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР (Catedral de Sevilla) И БАШНЯ ХИРАЛЬДА (Giralda). «Мы построим настолько величественный храм, что каждый, кто его увидит, сочтет нас сумасшедшими!» — именно по такому парадоксальному принципу строился собор. И надо сказать, задумка архитекторов удалась, ведь это теперь самый большой кафедральный храм Испании и 3-ий во всем мире после соборов в Лондоне и Ватикане. Подлинное чудо света!
Основная часть работ была проделана в 15 веке. До этого здесь стояла арабская мечеть. После глобального строительства от нее остались Врата прощения (служившие входом в здание мечети), Апельсиновый двор (с несколькими десятками апельсиновых деревьев) и башня Хиральда (самая масштабная из сохранившихся построек).
Севильский кафедральный собор состоит из пяти высоких нефов, нескольких капелл; украшен немалым количеством произведений искусства, семью десятками витражных окон 16 века и различными скульптурными композициями. Также собор известен тем, что под его сводами находится гробница Хр. Колумба. Мнения о том, действительно ли там лежат кости великого первооткрывателя, расходятся. Некоторые придерживаются гипотезы, что в гробнице покоится сын Колумба. В свое время он основал при храме внушительную библиотеку, насчитывающую на данный момент 3 млн старинных фолиантов.
Хиральда, что в высоту более 87 метров, возведена в 12 веке в качестве созывающего на молитву минарета. Была оставлена после перестройки мечети в собор, уже как колокольня, и слегка дополнена элементами ренессанса в 16 веке. Почти на самом верху устроена смотровая площадка, подняться на которую можно не по ступеням, как обычно, а по пологому пандусу. Это удобство в стародавние времена было придумано для всадников, чтобы возможно было, не спешиваясь, оказаться на башне.
АРЕНА МАЭСТРАНСА (Plaza de Toros de la Maestranza). Маэстранса строилась на берегу реки Гвадалквивир с 1761 года в течение долгих 120 лет и является старейшей в Испании. В дни, когда на арене не проводится коррида, внутрь можно пройти с экскурсией и узнать об истории этого места. Напротив входа внимательные путешественники могут заметить памятник Кармен. Он тут не спроста… Ведь, согласно повести Проспера Мериме, страстная цыганка неоднократно бывала в Севилье.
Коррида, безусловно, жестокое развлечение, но впечатляющее. Своего рода, танец смерти. Но горожане чуть ли не семьями сюда приходят в праздники. Наверно, хотя бы раз в жизни бой быков должен увидеть каждый. Мало кто знает, что после корриды убитых животных отвозят мясникам, а мясо попадает в рестораны возле арены. Полакомиться таким «боевым» мясом – весьма дорогое, но и почётное удовольствие!
Как и во многих других испанских городах, при арене есть свой Музей корриды с любопытными вещицами из прошлого, напоминающими о событиях, что здесь происходили. Самый дорогой сердцу музейных работников экспонат – это расписанный вручную знаменитым Пикассо плащ-накидка одного из матадоров.
МЕТРОПОЛЬ ПАРАСОЛЬ (Metropol Parasol) – это Севилья 21-го века. В городе не сыскать более футуристической достопримечательности. В высоту почти на 30 метров вздымаются исполинские решетчатые грибы, плавно соединяющиеся друг с другом. Но это не просто современная скульптура, это целый культурный комплекс.
Под землей, куда ведут эскалаторы, устроили Музей археологии Antiquarium. Там можно увидеть раскопки обнаруженных в 90-х годах руин города, предшественника Севильи – Испалиса: остатки стен, фрагменты напольной мозаики и пр. Выше музея на одном уровне с площадью de la Encarnacion находится одноименный продуктовый рынок, который прежде был здесь же под открытым небом. На улице под зонтиками (а именно так дословно переводится слово «parasol») пространство для массовых гуляний и общественных мероприятий. А на самой «шляпке гриба» проложили обзорную дорожку-террасу.
Метрополь Парасоль – это самая масштабная деревянная постройка в мире!
ДВОРЕЦ САН-ТЕЛЬМО (Palacio de San Telmo). В наши дни во дворце размещается администрация региона Андалусия. А некогда он служил училищем для детей-будущих моряков. Именно поэтому на фасаде здания присутствует статуя Святого Тельмо – покровителя всех мореплавателей – и дворец носит его имя. Строительство было окончено в середине 18 века. Больше всего изысканности дворцу придает резной портал из белого камня по центру строения.
ДОМ ПИЛАТА (Casa de Pilatos) – это еще одно хитросплетение стиля мудехар и итальянского ренессанса в Севилье. Эта вилла, своего рода, отсылка к истории о Понтии Пилате. Один севильский аристократ некогда так вдохновился своей поездкой по святым местам Иерусалима, что решил у себя на земле построить нечто похожее на тот дом, как он это себе представлял, где жил римский префект. На обратном пути домой он также был поражен красотой римских палаццо. Всё это и выразилось в синтезе арабской архитектуры и украшения дома Пилата итальянскими мастерами.
Пройдясь под сводами галерей, можно очутиться во внутреннем дворе, центр которого венчает фонтан. Повсюду проглядывается восточный орнамент. Некоторые залы и коридоры облицованы расписной плиткой азулежу. Интерьер довершают бюсты императоров. Из комнат дворца есть выход в дивный зеленый сад. Осмотреть все это великолепие можно только с экскурсией.
ЗОЛОТАЯ БАШНЯ (Torre del Oro) – стоит на набережной, словно часовой. Она была сооружена арабами в начале 12 века, как часть защитной стены. Тогда напротив нее стояла еще одна такая же башня и между ними висела массивная цепь. Когда было необходимо закрыть какому-нибудь кораблю путь, ее опускали ниже в воду. К сожалению, ничто кроме этой башни не сохранилось до наших дней. За столетия ее существования она успела побывать и деньгохранилищем (кстати, скорее всего именно поэтому она и получила свое название), и тюрьмой, и складом. Теперь в ней Военно-морской музей.
АРХИВ ИНДИЙ (Archivo General de Indias) – это хранилище всей существующей информации об испанских завоеваниях в Америке и на Филиппинах. Первоначально здание строилось, как биржа для купцов в конце 16 века, но позже по велению короля сюда перенесли архив. На полках можно найти отчеты о странствиях, описание и планы новых и завоеванных городов, бортовые журналы и многое другое, что представляет невероятную мировую ценность. Попасть в архив можно во время проведения выставок.
ПАРК МАРИИ—ЛУИЗЫ (Parque de Maria Luisa). Этот парк был открыт вместе с пл. Испании к Международной выставке 1929 года, как единый комплекс. Земля под него была подарена городу инфантой Марией-Луизой, в благодарность за этот жест парк носит ее имя. Красивее места для долгих прогулок в Севилье нет. В парке построено несколько нарядных павильонов, беседок, фонтанов, скамеек – всё в мавританском стиле. Встречаются статуи известных уроженцев города. Среди впечатляющих построек парка – здание Археологического музея Севильи и стоящий напротив через Plaza America Музей народного искусства и традиций.
РАТУША СЕВИЛЬИ (Ayuntamiento de Sevilla). Здание мэрии, построенное для старейшин города в первой половине 16 века, находится между пл. Нуэва и пл. Сан-Франсиско. Его отличает то, что оно, как двуликий Янус имеет «два лица». Старейший фасад, что на пл. Сан-Франсиско, украшен в стилистике платереско (испанская вариация ренессанса) с обилием тонких лепных деталей, словно ажурное серебряное кольцо. В то время как на пл. Нуэва смотрит совершенно другой фасад, пристроенный много позднее – в конце 19 века после реконструкции. Он сделан в неоклассике, достаточно сдержанный и суровый на вид. Внутри восстановлены красивые комнаты с позолоченными потолками и произведениями Веласкеса.
ПАРК РАЗВЛЕЧЕНИЙ «ВОЛШЕБНЫЙ ОСТРОВ» (Isla Magica). Главной темой парка являются великие испанские завоевания в Америке, и все аттракционы и шоу этому посвящены. Семь зон, на которые он разделен, включая аквапарк, носят соответствующие названия: Врата Америки, Эль Дорадо, Амазонка и т.д. На большом озере проводятся мультимедийные представления.
Что еще посмотреть в Севилье:
Музей изящных искусств Севильи (Museo de Bellas Artes de Sevilla) – картинная галерея в здании старинного монастыря с полотнами по большей части севильских художников.
Базилика Макарена (Basilica de la Macarena) – христианский храм 40-х годов 20 века с драгоценной статуей Святой Девы Макаренской.
Церковь Сальвадор (Iglesia Colegial del Salvador) – роскошный храм 17 века, снаружи отделанный в стиле чурригереско, внутри обогащен расписными стенами и потолками, а также впечатляющим алтарем.
Монастырь Санта Мария де лас Куэвас (Monasterio de la Cartuja) – построен в 14 веке, здесь жил и работал Колумб. Ныне это часть центра современного искусства.
Улица Сьерпес (Calle Sierpes) – узенькая пешеходная улочка с различными магазинчиками и кафешками протянулась от мэрии до улицы Кампана. Некоторые лавки открылись здесь еще в 19 веке.